Вся огромная страна училась по единому стандарту и одинаковому учебнику, который при некоторой схематичности и однообразии давал реальные знания.
Но главная причина успехов советской педагогики – это наличие четкой, прописанной идеологии, основанной на марксизме-ленинизме. Детей активно призывали «учиться, учиться и еще раз учиться», чтобы строить «светлое коммунистическое будущее».
Когда идея изжила себя, Советский Союз распался, рухнула мощная партийно-бюрократическая система, а вместе с ней – и отечественное образование.
На месте советской педагогики образовалась зияющая пустота, которую надо было срочно чем-то заполнить. И ее поспешили заткнуть модными либерально-демократическими идеями из Европы и Америки.
Сделано это было сгоряча и довольно необдуманно, без учета российской специфики. Любопытно, что большевики, ломая дореволюционное образование, тоже действовали слишком смело и быстро. Но у них была готовая идеология, в которую они слепо верили.
А когда человек горит идеей, то он бьет стахановские рекорды. Поэтому новая коммунистическая школа все-таки состоялась вопреки всем законам исторического развития.
Кроме того, советская власть худо-бедно учитывала пресловутую российскую действительность.
А именно – «дистанции огромного размера» нашей страны, где в силу объективных причин невозможно прожить без пирамиды в обществе и четкого регламента в его главных сферах. Ничего подобного не наблюдалось в лихие 90-е и даже в 2000-е.
Было решено следовать европейскому стандарту, который делал ставку на пресловутый индивидуальный подход. Отсюда – многообразие учебников, методик, технологий и… смещение акцента с педагога на ученика.
Раньше учитель был безусловным авторитетом, главным действующим лицом, словом, – капитаном на корабле. Сейчас главный герой в школе – ученик с его богатым внутренним миром и индивидуальностью. Такой подход ухудшил и без того беспорядочный педагогический процесс в школе 21 века.
Но хуже всего то, что школу оторвали от народной жизни. Современный выпускник, получив аттестат (+университетский диплом), не знает, куда податься. Порой ему приходится работать не по специальности, а там, «где придется».
Отсюда – резкое падение престижа образования, которое давно перестало быть путевкой в большую жизнь.
Советская педагогика была уничтожена, когда на ее место поставили европейские стандарты с их пресловутыми ЕГЭ и ОГЭ. Разумеется, она не может больше существовать в реалиях современной России, однако ее некоторые элементы, безусловно, достойны занять место в школе 21 века. Это, в первую очередь, концепция единого учебника.
Но самая главная проблема – это, конечно, идеология, которая определяет весь учебный процесс. Она отвечает на главный вопрос школьника: зачем я учусь, зачем мне нужно все это зубрить? К сожалению, заимствованные методики до сих пор не могут дать внятного ответа на этот вопрос.


