Другие темы о педагогикеПочему трудно научиться говорить на английском языке в обычной школе? в обычной...

О педагогах, педагогическом образовании и не только
Anonymous
 Почему трудно научиться говорить на английском языке в обычной школе? в обычной...

Сообщение Anonymous »

КРИК ДУШИ! 😢
Почему трудно научиться говорить на английском языке в обычной школе?
По какому предмету больше всего требуется репетиторов? Учителей какого предмета больше всего не хватает в школах? Почему ученики общеобразовательной школы не могут объясняться на английском языке и понимать устную речь? Почему так мало желающих сдавать ЕГЭ и ОГЭ по этому предмету?

Я – учитель английского языка, работала как в государственной, так и в частной школе. Мой стаж 15 лет. В этой статье попытаюсь дать ответы со своей позиции, так сказать, изнутри. Говорить буду об английском языке, но думаю, что с другими языками ситуация идентичная. Если не хуже.
Наш министр образования уже не раз заявляла о том, что необходимо обязать всех выпускников 11 классов сдавать иностранный как обязательный предмет. Теперь уже есть официальная информация от руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Планируется введение ЕГЭ по иностранному языку в 2022 году»
И при этом сам же добавляет: «Проблема в том, что наши дети не всегда хорошо говорят на иностранных языках. В части устной речи мы должны это усилить, введение устной части по иностранным языкам показывает, что дети, которые выбрали письменную часть, выбрали и устную».
То есть, чиновник озвучивает очевидную проблему и предлагает обязать детей с этой же проблемой проходить обязательную аттестацию? Если мы заставим всех учащихся сдавать иностранный язык, то они обязательно на нем заговорят?

Каким образом ребенок должен заговорить на иностранном языке за такой срок при таком количестве проблем? А проблемы следующие:
1. Как правило, учителя английского языка – это люди, получившие специальное образование и углубленно изучавшие язык. В хороших колледжах и университетах обучение ведется по зарубежным учебникам. Это отличные издания Оксфордского, Кембриджского университетов, издательства « Longman», «Macmillan» и других организаций. По этим УМК действительно можно освоить язык и заговорить на нем, так как большинство основано на коммуникативной методике. И еще одно огромное достоинство этих УМК – ориентация на ученика и его интересы. Это краеугольный камень обучения чему угодно, ведь без мотивации далеко не уедешь.

2. Что такое российский учебник по английскому языку? Чаще всего это набор странных текстов и диалогов на неинтересные детям темы. Cоздается проблемная ситуация, где дети должны прямо сейчас построить диалог, но базы для этого нет ни словарной, ни грамматической.

Кроме того, в учебниках часто очень много фонетических заданий. Ребенок еще не успел выучить буквы, а ему уже предлагают запомнить множество непонятных значков и читать слова по ним. Алфавит тоже должен быть выучен за первые три-четыре урока.

Есть, наверное, неплохие российские учебники, но их нет в школах. Что же мешает учителю выбрать подходящий? Ему мешает великий «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию». Конечно же, ни одного иностранного УМК в этом Перечне нет, и вряд ли будет.
3. На изучение английского языка в общеобразовательной школе обычно выделяется 2 часа в неделю (в начальных классах) или 3 часа в неделю (5-11 классы). За это время, согласно Программе, ученик должен научиться грамматике, чтению, аудированию, правильному произношению, пополнить свой словарный запас и, конечно же, говорить на языке, и все это на уровне Intermediate, то есть среднем. Часто вы встречали такого выпускника?

Для этого нужна соответствующая среда, где все говорят на языке. В этой среде необходимо проводить много времени. Вот в чем успех специальных школ, репетиторов (ответственных, конечно же) и даже детских садов: дети, погруженные в языковую среду, где нет места родной речи, вынуждены говорить. Сначала неловко и неграмотно, но потом все лучше и лучше – им просто некуда деваться. В общеобразовательной школе такие условия создать просто нереально. Тогда откуда берутся требования?
4. «Есть же гугл-переводчик! За границей хватит объясниться».
Проблема мотивации самих детей – это «бич» учителя. Невозможно научиться говорить на языке из-под палки.

Я вообще прихожу к мысли, что иностранный язык должен быть предметом по выбору. Есть способность или потребность – пожалуйста. Хороший углубленный курс для всех желающих в малых группах. До 7 человек, как это и предполагается методикой преподавания. Нет желания или необходимости – не мучай себя и учителя.

Хотя надвигающийся обязательный ЕГЭ мигом решит проблему мотивации: уйти со справкой из школы не захочет никто. Больше начнут заниматься, возможно, лучше подготовят учителей. Только кто пойдет в десятые классы после этого нововведения? Думаю, что все меньше и меньше детей смогут себе это позволить. И морально, и материально.

5. Кто сейчас качественно работает в школах? Чаще всего это стажисты (от слова стаж), которые уже определились с делом жизни и ждут пенсии, либо высокомотивированные молодые специалисты. Очень немногие после педагогических учебных заведений стремятся работать в школе. Даже если идут в педагогику, то стараются выбрать частные центры или курсы. Причины разные. И учителя английского не исключение. Почему так?
Во-первых, зарплата. Во многих регионах ставка учителя составляет 6-7 тысяч рублей. И хорошо, если на эту сумму начисляются районные коэффициенты, стимулирующие надбавки. А если нет? Тогда учитель с 30 часами в неделю может получать 15-20 тысяч. Трудно получить хорошее качество уроков при такой зарплате и нагрузке. Конвейер.
Во-вторых, эмоциональная нагрузка. Неадекватные родители, дерзкие ученики, часто непонимающая администрация – все это гонит учителей из школы, даже если они туда уже попали.
Конечно, желающему преподавать английский проще уйти работать в частный центр или репетиторство, потому что там намного больше зарплата, современные и эффективные учебники, мотивированные ученики и заинтересованная администрация.
Кто остается в школах? Те, кому некуда идти, и те, кто готов терпеть все трудности из-за любви к профессии. Но таких, конечно, меньшинство. Есть учителя, уровень языка у которых, мягко говоря, недостаточный для преподавания: ошибки в произношении, грамматике и т.д. Но люди работают, заменить их некем.

Так как российский учитель небогат, он редко бывает за границей. Или вообще никогда там не был и, тем более, не жил. Хотя такая практика просто необходима для хорошего изучения языка. Ученик, (назовем его Василий) был в 20 странах, что на 20 стран больше, чем посетила его учительница английского. И вот на теме «Страны мира» он рассказывает (на русском языке, конечно) про те страны, которые мелькают на картинках учебника. И спрашивает учителя: «Елена Сергеевна, вы сами-то хоть в одной стране были?». Что она тут ответит?

📌Решение
Можно, например, сделать изучение английского по желанию. Тогда выполнимы и другие условия: увеличение количества и продолжительности уроков, уменьшение числа детей в группе, а также высокая мотивация учащихся.

А что можно сделать универсально, даже без выведения иностранного на факультатив?
Существенно повысить зарплату и снизить нагрузку учителю – до ставки, и тогда реальным станет конкурс на эту должность – качество вырастет. Доверить такому учителю выбор хорошего УМК и организовать ему повышение квалификации в Великобритании, 👈🏻например. Чтобы уровень языка не терять. Тогда и ЕГЭ не страшен.
А пока… заговорить на английском в рамках обычной школы действительно трудно.
(Цитаты и некоторые мысли взяты из статьи учителя Алисы Рождественской)

Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение