Моё высказывание о педагогике.
Пишу и рисую об этом, опираясь на свой десятилетний опыт работы в образовании (внутри и вне государственной системы) в рамках психологического консультирования учителей, учеников и родителей, и на свои педагогические эксперименты в альтернативных школах
Я делаю это, потому что для меня стало невыносимым молча смотреть на происходящий сюр.
С одной стороны, амбиции государственной образовательной системы впечатляют меня, как огромный блестящий мыльный пузырь.
«В реализации ФГОС перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности», «научить учиться»...
И ещё много других красивых словосочетаний можно прочитать в законе «Об образовании» и ФГОС.
Серьёзные учёные умы писали «инновационные» программы и спускали методические рекомендации на педагогов, не подумав об одном важном обстоятельстве. Учителя, являясь простыми безмолвными винтиками в этой системе, не могут справиться с подобными задачами.
Винтик не способен вырастить личность.
Чтобы педагог смог с уважением отнестись к личности ребёнка, необходимо, чтобы руководство страны проявило уважение к личности педагога. Понять, что он не робот и не машина, по шаблону клепающая ему подготовленных к жизни выпускников. Что он человек, у которого есть свои возможности и ограничения.
Для этого необходимо собрать мнения учителей о продолжительности их непрерывной работы с детьми и восстановления после неё. Об оптимальном количестве детей в классе. Об их готовности работать с детьми с особенностями в развитии - интеллектуальными, поведенческими, особенностями здоровья, любыми другими. Выяснить, какая поддержка им необходима в этом процессе. Реальная поддержка, а не та, что для галочки. Согласовать с ними объём отчетов о работе, сделать выполнение этой задачи удобной для них. Перестать сваливать всю ответственность за образовательный процесс на педагогов, и признать свою.
Узнать, как ещё можно помочь работникам образования обучать и воспитывать детей. Организовать грамотный и честный мониторинг удовлетворённости педагогов условиями труда, и предъявить план их улучшения.
Это значит, что чтобы соответствовать закону, который они сами приняли, придётся поменять свои управленческие привычки. Встать с учителями в равную позицию, инициировать с доверительный диалог с ними. Не требовать, а направлять. Не страшить проверками, а предлагать помощь.
Я полагаю, что стоящие во главе системы имеют страх потерять контроль, выбрав такую человечную позицию.
Но важно помнить: если в основе подчинения лежит страх получить по шапке, власть огребает ответной агрессии, преимущественно в пассивной, скрытой форме. Что собственно она и получает. И контролировать уровень этой агрессии никакая власть не в силах, даже самая авторитарная и устрашающая.
А сейчас стоит честно признать, что образование в нашей стране годится скорее для подготовки будущих работников мануфактур. И перестать морочить голову якобы «гуманистическими» принципами, описанными в законе «Об образовании» обществу в целом и педагогам в частности.
Пока государственная система опирается на страх, использует основным своим рычагом влияния подавление, пренебрегает обратной связью - она никогда не сможет соответствовать своим же стандартам.
И я всё чаще думаю о том, что остаётся только терпеливо наблюдать и ждать, когда этот мыльный пузырь лопнет.
История про осьминога-педагога ⇐ Другие темы о педагогике
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение