В педагогике Шулешко речь идёт не о том, насколько детям нужны те или иные знания–умения–навыки, а интересны ли дети друг другу, обращены ли они к своим товарищам, ровесникам. Методика Шулешко заставляла учителей по-новому взглянуть и на смысл привычного слова «ровесник». В нем кроется не только ситуация равенства детей по своим возможностям, но и возможность познавать самих себя на фоне товарищей. Вовремя сформированные поколенческие навыки могут дать детям ту социальную защищенность, которой сегодня им так недостает. Учителям следует пересмотреть свои представления и о цели обучения. На уроках надо стремиться не просто к усвоению знаний, а к познанию каждым учеником самого себя: что я умею и могу, доверяю ли я своему знанию и умению? Личные поиски ответов на эти вопросы позволяют ребёнку ощутить себя действующим лицом. Вот как звучит эта мысль у Шулешко: «Следует учить ребёнка наблюдать за действиями других, описывать их действия словами и, значит, самому овладевать особенностями этих действий. Дети строят образ действующего лица и тем самым осваивают свои возможности действовать сходным образом». Действующий человек – это совокупность привычек, поступков и притязаний: скопировать их невозможно, надо дать время для их освоения. Поэтому учителям необходимо создавать благоприятные условия для освоения детьми образа «грамотно действующего лица».
Шулешко свел воедино необходимые условия, при которых формирование образа «грамотно действующего лица» не мешает сохранности у ребёнка существенных для обучения психических качеств: громкости и отчётливости собственной речи; способности вслушиваться в звучание речевого потока; умения подстроиться в совместных движениях; способности распределять своё внимание на весь объем рабочих усилий.
