После революционных выступлений из учебных заведений России были исключены все учащиеся и студенты, принимавшие в них участие. В российских школах был установлен тяжелый казарменный режим. Учащимся средних школ запрещалось появление на улицах после семи часов вечера.
Учебное ведомство поставило в центр работы школ монархическое воспитание молодежи и с этой целью поощряло создание в средних и высших учебных заведениях организаций лояльных правящему классу. Повышением платы за обучение правительство попыталось оградить среднюю и высшую школу от проникновения в нее детей рабочих и крестьян.
Учебное ведомство подвергло особенно жестокому разгрому школы национальных окраин. Изгнание из школы родного языка и закрытие многих школ сопровождались полицейскими запрещениями национальных и просветительных обществ, национальной литературы, национальной культуры вообще. Был взят курс на усиление роли школы как орудия политики самодержавия.
Результатом проведенных министерством «охранительных» мер по водворению «порядка» в школе явилось состояние деморализации в среде наименее устойчивой части учащихся. Участившиеся случаи самоубийств среди учеников средней школы служили убедительным подтверждением нетерпимости созданного в школе тяжелого режима.
С наступлением реакции репрессиям правительства подверглось свыше 20 тысяч передовых учителей, особенно начальных школ. Часть их, главным же образом учителей окраин России, была выслана, а школы, в которых они работали, разгромлены. Деятельность учителей, оставшихся на свободе, подверглась самому придирчивому бюрократическому и полицейскому контролю. Был значительно увеличен штат инспекторов, монархистов по убеждениям, часто невежественных в области педагогики.
Усилен был надзор за работой учителей и со стороны церкви. Церковное ведомство ввело должности наблюдателей в школах и обязало этих наблюдателей доносить на учителей епископу, предводителю дворянства и инспектору народных училищ.
Бесправие народных учителей было доведено до предела. Инспекторский, церковный и полицейский надзор распространился даже на их личную жизнь. Учителям запрещалось собираться вместе, за исключением случаев, разрешенных начальством.
Реакционная политика правительства определялась интересами и требованиями дворянства и имела целью всемерно затормозить распространение образования среди народа. Крупная финансово-промышленная буржуазия поддерживала эту политику.
В дореволюционной России имелись сословные и национальные привилегии на образование. Дворяне, чиновники, служители церкви и так называемые «почетные граждане», т.е. крупная и средняя буржуазия, составляли в Российской империи всего 13% населения. Однако их дети, обучавшиеся в средних школах, составляли 70% учащихся, а в высших учебных заведениях — 82%. На окраинах Российской империи процент охвата детей "инородцев" школьным обучением был незначительным.
Октябрьская революция уничтожила сословный строй, неравноправие граждан, закрепленное законами Российской империи. 2 ноября 1917 г. СНК утвердил Декларацию прав народов России. Она устанавливала равноправие всех народов страны, создавала условия для обучения детей всех народов РСФСР на родных языках и для получения ими равного образования.
"История педагогики", Академия педагогических наук РСФСР.
Российская школа в начале XX века ⇐ Другие темы о педагогике
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
-
Метод проектов в школе двадцатого века
Anonymous » » в форуме Учебные материалы, полезные рекомендации - 0 Ответы
- 1629 Просмотры
-
Последнее сообщение Anonymous
-