МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВУчебные материалы, полезные рекомендации

Обмен учебными материалами и мыслями, взаимопомощь
Anonymous
 МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Сообщение Anonymous »

🎹МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 🎹
Социокультурное развитие общества ведет к многочисленным преобразованиям современной школы: изучается отечественное и зарубежное педагогическое наследие, обновляется содержание образования, внедряются педагогические технологии, инновационные методы и формы организации учебного процесса. Но последствия происходящих изменений широкой общественностью оцениваются неоднозначно, ряд инноваций подвергается критическому оцениванию. Как известно, левое полушарие мозга, ответственное за понятийное мышление, устную речь, чтение, письмо осуществляет переработку и кодирование логического материала. В то же время целостная картина мира, сложный мир человеческих чувств, образных представлений, непроизвольная, эмоциональная память являются функцией правого полушария мозга, человеческого бессознательного, интуиции. Соответственно, процесс обучения, направленный, в основном, на усвоение знаний, активизирует работу левого полушария и может привести к информационной перегрузке учащихся, к нервным срывам, эмоциональной неустойчивости. И наоборот, обращение к различным видам художественно-творческой деятельности благоприятно воздействует на развитие целостной личности в единстве эмоциональной и интеллектуальной составляющих.
Согласно многочисленным отечественным и зарубежным исследованиям, включение в учебный процесс музыки, элементов пластического движения, изобразительной и цветовой символики ведет к положительным результатам, личностному росту: у детей развивается память, вербальный интеллект, образное мышление, механизмы эмпатии, способность к творческому самовыражению. Отметим, что в настоящее время в школу приходят ребята с ослабленным здоровьем, с нарушениями в нервно-психической сфере. Для них учеба в школе представляет достаточные трудности, решить которые можно, используя игровую, музыкальную, художественную деятельность как средство коррекции поведения. Способность ребенка к творческому самовыражению используется для снятия эмоционального напряжения, достижения внутреннего психологического комфорта, развития навыков общения. Важное место занимает блок психолого-педагогических знаний, основы психогигиены и психокоррекции, воспитывающие способность к социальной перцепции (умение «читать по лицу»), к пониманию психологического состояния детей для оказания им индивидуально-психологической помощи и поддержки. Каждого учителя музыки в какой-то мере можно рассматривать как психотерапевта, т.к. с помощью искусства он способен изменить настроение и мироощущение своих учеников. «Однако большинство учителей музыки озабочены главным образом тем, чтобы их воспитанники овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки, а большую часть психотерапевтов волнует не столько уровень эстетической подготовки их пациентов, сколько характер их эмоционального состояния. Внесение в оба вида деятельности врача и учителя необходимого синтеза двух подходов представляется правомерным, ибо сфера приложения сил в обоих случаях оказывается одна – душа человека», – подчеркивает В.И. Петрушин. Поэтому современному учителю необходимо владеть методами психотерапии с целью оказания индивидуально-психологической помощи учащимся. Кажется привычным, когда о психотерапии говорят применительно к детям, имеющим задержку психического развития. Психотерапевтическое воздействие с целью лечения или коррекции направлено на изменение поведения ребенка, на разрешение внутренних конфликтов, освобождение от тревоги, страха или неуверенности. Но применение психотерапии как профилактического метода работы может распространяться на всех окружающих, а не только на больных. Предпосылкой психотерапии служат отношения сотрудничества, доброжелательное безоценочное отношение учителя к ученикам, снимающее тревогу, боязнь ошибок, повышающее уверенность в своих силах. Психотерапевтический эффект подобной профилактической работы учит учащихся опыту самопознания, рефлексии и взаимодействию с окружающими. Использование музыки в оздоровительных целях изучает музыкотерапия, музыкальная психотерапия. Установлено, что восприятие музыки приводит человека к переживанию катарсиса или психологического «очищения», после которого наступает успокоение, избавление от негативных настроений. По мнению Г.Г. Декер-Фойгта – немецкого музыкотерапевта, каждый человек нуждается в психологической настройке, как музыкальный инструмент. «Мы бываем настроены, а бываем и не настроены делать что-либо, а в таком случае нам приходится настраиваться на это. Мы часто говорим о настроении, радостном или печальном, а то и о мажорном или минорном. Таким образом, слова с корнем «строй» (означающие систему, отличающуюся внутренней согласованностью, будь то склад человека или соотношение ступеней звуковой системы) имеются как в музыкальном словаре, так и в психологическом», – пишет Г.Г. Декер-Фойгт.
Психотерапевтическое значение музыки известно с древности. В странах Древнего Востока, Древней Греции, Древнем Риме высоко ценилось лечебное влияние музыки: музыкотерапия использовалась как панацея от всех болезней, как средство заклинания богов в магических обрядах и ритуалах. В Античной музыкальной эстетике изучались особенности воздействия музыкального ритма, музыкального звука, свойства музыкальных ладов и тембров музыкальных инструментов. О лечении музыкой в Древней Греции известно из высказываний и теорий Пифагора, Платона, Аристотеля. Пифагор писал о «музыкальном врачевании», считая музыку выражением космического порядка, оказывающего на человека гармонизирующее воздействие. Аристотель также признавал лечебное воздействие и ценность музыки, способной вызвать переживание музыкального катарсиса, избавляющего человека от угнетающих переживаний и обеспечивающего психологическую разрядку. По мнению Платона, музыка способна воспитывать личность этически и эстетически, а могущество государства зависит от той музыки, которая в нем звучит. Практика музыкотерапии XVII- XVIII веков была взаимосвязана с теорией «аффектов», продолжающей изучение воздействия музыки на эмоциональное состояние человека. Устанавливались определенные взаимосвязи между темпераментом человека и его музыкальными предпочтениями. Немецкий ученый А. Кирхер, разработавший концепцию музыкального искусства, предпринимает попытки осмыслить механизм лечебного воздействия музыки, изучая физиологические реакции человека при восприятии различных произведений. Интерес к музыкотерапии значительно возрастает во второй половине XIX века, когда она начинает широко применяться в психотерапии и санаторно-курортном лечении. Музыкотерапия как способ лечения нервных болезней, как «лечение впечатлениями» получает распространение и в России. В 1913 году под руководством В.М. Бехтерева организуется Комитет по изучению лечебно-воспитательного воздействия музыки, в состав которого вошли отечественные врачи И.М. Догель, С.С. Корсаков, И.М. Сеченов, И.Р. Тарханов, Г.П. Шипулин. Проводится изучение психофизиологических реакций человека в процессе восприятия музыки, а музыкотерапия изучается в качестве средства релаксации и показателя начинающегося выздоровления. В 20-30 годах ХХ века В.А. Гиляровский создает лечебную ритмику для детей и взрослых. На ее основе Ю.А. Флоренская, В.А. Гринер, Н.С. Самойленко разрабатывают логопедическую ритмику для лечения заикания с использованием методов музыкотерапии. Музыкотерапия второй половины ХХ века изучается клинико-терапевтической и восстановительной медициной, музыкальной психологией, лечебной и специальной педагогикой. Возникают три основные школы музыкотерапии: шведская, американская, немецкая. В это время создаются многочисленные центры музыкотерапии, осуществляющие научные исследования и подготовку специалистов. Значительное количество теоретических и прикладных исследований можно разделить на две большие группы: клиническая и оздоровительная музыкотерапия. Клиническая музыкотерапия направлена на лечение неврозов, депрессии, заикания, нарушений психического развития или двигательной моторики, а также широко используется в комплексном лечении пациентов (Л.С. Брусиловский, З. Матейова, С. Машура и др.). Оздоровительная музыкотерапия применяется с целью творческого самовыражения личности. Ее основой стали идеи о всеобщем начальном музыкальном воспитания и об активизации творческого потенциала ребенка в различных видах музыкальной и художественной деятельности, сформулированные в работах Б.В. Асафьева, К. Орфа, З. Кодаи. Она успешно применяется в работе, как со здоровыми детьми и детьми, имеющими незначительные отклонения в развитии, так и с взрослыми людьми, которые не являются больными, но нуждаются в психологической эмоциональной настройке (Г.Г. Декер-Фойгт, А. Менегетти). Использование музыки в оздоровительных целях, ее влияние на различные эмоциональные состояния человека и способность к переживанию музыкального катарсиса изучает музыкальная психология и психотерапия.
Отечественные исследования проводятся в различных направлениях: изучается рецептивная и креативная музыкотерапия (В.И. Петрушин, М.Е. Бурно), вокалотерапия (С.В. Шушурджан). Художественное образование предоставляет широкие возможности для применения методик оздоровительной музыкотерапии в сочетании с музыкально-двигательными играми и упражнениями, хоровым пением и игрой на простейших музыкальных инструментах (Г.Д. Семенова, Ю.С. Шевченко). Актуальность теоретического осмысления музыкотерапии вызвана практическими проблемами медицины, музыкальной психологии и психотерапии, лечебной и специальной педагогики, связанными с проблемами адаптации и развития учащихся средствами искусства в процессе обучения. Медицина обращается к проблеме лечения пациентов посредством различных видов искусства, а музыкотерапия используется в составе арттерапии, терапии творческим самовыражением или «лечении впечатлениями» (М.Е. Бурно). Музыкальная психотерапия как область музыкальной психологии направлена на развитие творческих качеств личности, способности к самореализации; она применяется в сочетании с гештальт-терапией, символ-драмой, трасперсональной терапией (Г.Г. Декер-Фойгт, В.И. Петрушин, Ю.С. Шевченко). В лечебной и специальной педагогике музыкотерапия получила широкое распространение как метод коррекционной работы с дезадаптивными детьми в лечении аутизма, заикания и в развитии навыков общения (Е.В. Конорова, Э.Р. Крангальс). Таким образом, потребности практики, недостаток учебно-методического обеспечения требуют дополнительного изучения музыкальной психотерапии, направленной на регуляцию эмоциональных состояний, самопознание и творческое самовыражение личности.
Изображение
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение