Другие темы о педагогикеБЛОК СЕГЕНА. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛОВ МОНТЕССОРИ

О педагогах, педагогическом образовании и не только
Anonymous
 БЛОК СЕГЕНА. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛОВ МОНТЕССОРИ

Сообщение Anonymous »

БЛОК СЕГЕНА. ИЗ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛОВ МОНТЕССОРИ
Елена Хилтунен

Сегодня мало кто знает, что по своей врачебной специальности Мария Монтессори была хирургом. И в первые годы после окончания Римского университета она совершила немало успешных хирургических операций. В архиве ее семьи хранится целая связка благодарственных писем от различных пациентов молодой женщины-хирурга. Параллельно она читала лекции по педагогической антропологии, в которых, по свидетельству очевидцев, было мало антропологии, но много рассуждений о школе.

«Обычно воспитание детей заключается в механическом усвоении ими содержания школьных программ. А эти программы составляются в департаментах образования и навязываются циркулярами. Мы можем лишь со стыдом потупить головы и закрыть лицо руками в столь явном игнорировании реальной жизни, расцветающей в наших детях... Чтобы выработать систему научной педагогики, нам предстоит идти путем иным, чем тем, каким мы следовали до настоящего времени. Преобразование школы требует новой подготовки преподавателя. Если мы желаем, например, сделать из учителя наблюдателя, знакомого с экспериментальным методом, необходимо дать ему возможность наблюдать и экспериментировать в школе... Важно установить метод, техники и от их приложения ждать окончательного результата, который будет черпаться из реального опыта».Эти слова написаны в 1909 году и пронизывают всю работу Марии Монтессори в ее непростом пути в педагогике.

Превращение предметов диагностики в автодидактические материалы
Итак, чтобы наблюдать детей, по словам Монтессори, надо дать им свободу деятельности, направленной на собственное образование, предоставить им специальные условия и создать особый уклад школьной жизни.

М. Монтессори хотела наблюдать и описывать жизнь человека в детстве и понимала, что без специально подготовленных сред-лабораторий это сделать фактически невозможно. Одним из первостепенных открытий Марии Монтессори было превращение предметов экспериментальной психологической диагностики ее времени в автодидактические материалы, с помощью которых следовало оборудовать комнаты для самостоятельной активности детей.

За основу был взят диагностический набор материалов выдающихся французских психологов Жана Итара и Эдуарда Сегена. К началу ХХ века Мария Монтессори уже познакомилась с их трудами и, руководствуясь их идеями, изготовила для своих детей «весьма разнообразный и обильный дидактический материал». Полный комплект этого материала при правильном его использовании давал, по наблюдениям Монтессори, неплохой результат в индивидуальной работе с детьми с ограниченными возможностями.

К 1907-1009 годам было решено в экспериментальном порядке дидактизировать этот материал и поставить на полки свободного доступа к обычным, нормально развивающимся детям в открывающихся в то время домах детей в Риме и в Милане.
Вот история рождения одного из классических автодидактических монтессори-материалов – блоков с цилиндрами.

Примерно в 1913 году к Марии Монтессори приехала ее коллега, американская учительница, и привезла один из диагностических материалов из набора Эдуарда Сегена – блок с пятью углублениями, в которые вставлялись вкладки объемных геометрических тел.

Но М. Монтессори понимала, что с таким довольно сложным дидактическим материалом маленькие дети, тем более дети, отстающие в развитии, с которыми работал Эдуард Сеген, не могли упражняться самостоятельно, а только с помощью взрослых. Ей надо было добиться другого. После первых же проб предположения Монтессори подтвердились. И тогда она придумала два других материала именно для самостоятельной работы детей. Впоследствии они стали классическими автодидактическими материалами и вошли в ее полный комплект. Это были три блока с цилиндрами разных размеров и синие геометрические тела (четвертый блок с цилиндрами был добавлен гораздо позднее). И хотя в этих двух материалах блок Сегена оказался значительно преобразованным, он еще долгое время использовался в детских садах Монтессори как тестовый на распознавание детьми объемных геометрических предметов и освоение их названий.

РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ БЛОКОВ СЕГЕНА
Материал Сегена был дорогостоящим и довольно сложным в техническом исполнении, поэтому на долгие годы его производство прекратилось. Производителям было гораздо проще вырезать в листах фанеры геометрические формы и изготавливать ящики с дырочками, а к ним призмы, шарики и пирамидки, которые теперь продаются в любом игрушечном магазине. Это просто искаженный вариант настоящего блока Сегена. Но недавно исторический тестовый блок стал выпускаться на российской фабрике монтессори-материалов в Омске и вошел в базовый комплект дидактических материалов для развивающих сред наших детских садов. Он включен в перечень предметов, обозначенных в методических рекомендациях примерной Программы «Детский сад по системе Монтессори», соответствующей современным стандартам российского образования.

Предполагается, что в детской монтессори-группе блок Сегена может стоять на полке сразу после корзинки с геометрическими телами. Если ребенок, посещающий монтессори-группу, самостоятельно, легко и без ошибок вкладывает в ячейки блока Сегена призму, пирамиду, куб, цилиндр и конус, а также называет их, значит, он может перейти к работе с их проекциями на плоскости и дальнейшему изучению геометрии и стереометрии.

В то же время в работе с младшими дошкольниками или с детьми, отстающими в развитии, в инклюзивных садах дефектологи рекомендуют использовать так называемые «облегченные» блоки Сегена. Например, в книжке Елены Антоновны Стребелевой «Коррекционное развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» можно найти изображения и точные презентации таких материалов в детских садах России компенсирующего вида.

Реклама
Anonymous
 Продолжение... Организация Age of Montessori десятилетиями обучает педагогов и...

Сообщение Anonymous »

Организация Age of Montessori десятилетиями обучает педагогов и родителей в США, Европе и Австралии. По их опыту, мамам и папам мало просто ознакомиться с педагогическими идеями Монтессори, им нужны факты. Эксперты собрали 10 наиболее распространённых вопросов родителей о педагогике Марии Монтессори и ответили на них.
Вопрос:
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПЕДАГОГИКА МОНТЕССОРИ РАБОТАЕТ ТОЛЬКО С ДОШКОЛЬНИКАМИ?
У многих создаётся впечатление, что дети старшего возраста нуждаются в более традиционной модели образования, и что система Монтессори не эффективна для школьников. Это не так, ведь она основана на понимании того, как в действительности работает и развивается мозг.

Нельзя всех мерить одной меркой. Большинство школ, которые мы посещали в детстве, основывалось на единой универсальной модели. Мы все сидели в одном классе, изучали одни и те же предметы и работали в одном темпе. Некоторые школы предлагали разные уровни для продвинутых учеников. Но занятия по-прежнему были сосредоточены вокруг учителя, который давал урок всем ученикам сразу. Лишь изредка уроки были интерактивными или практическими. А независимое мышление не практиковалось и не поощрялось.

Хотя бывают исключения, но сегодняшние школы во многом схожи — не принимаются во внимание индивидуальные потребности учеников. Дети часто скучают или разочаровываются и теряют интерес к школе в совсем юном возрасте. Им приходится сидеть в течение школьного дня всё дольше и дольше. Игры, прогулки, движение, музыка и практическое обучение — всё это считается несущественным и пустой тратой времени.

В классе Монтессори обстановка меняется в зависимости от потребностей ребёнка. Вместо того, чтобы читать лекции всему классу, учитель перемещается по классной комнате, наблюдая за прогрессом каждого ученика, предлагая соответствующие инструкции. Дети Монтессори часто учатся друг у друга, работая в маленьких группах, более продвинутые (в этом конкретном задании) демонстрируют знания другим.

Педагогика Монтессори уделяет большое внимание практическим навыкам и физическому развитию. Дети фокусируются на знаниях и целостном понимании, вместо тестов и оценок. Это не означает, что учащиеся Монтессори-школ плохо справляются со стандартизированным тестированием. Напротив, они обладают лучшими навыками чтения и математики, чем их сверстники, посещающие традиционные школы.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение