Семейный театр в детском саду
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.История становления и развития семейного театра
Среди разнообразных форм взаимодействия семьи и детского сада
важное место занимает совместная художественная деятельность
воспитывающих взрослых и детей, цель которой – развитие
взаимоотношений педагогов и родителей, родителей и детей, а также
взаимоотношений между семьями воспитанников.
Новой формой совместной детско-взрослой художественной
деятельности, способствующей развитию социокультурных связей между
детским садом и семьей, является семейный театр в детском саду.
Семейный театр – это творческое объединение нескольких семей,
созданное при участии педагогов и работников культуры (режиссера и
актеров театральных студий), ориентированное на интеграцию традиций
домашнего и общественного театров и развитие воспитательного
потенциала семьи.
Семейный театр является:
– творчески воссозданным средством развития воспитательного
потенциала семьи, приобщения к миру театра и художественным
ценностям, характеризующимся интегративными особенностями,
объединяющим традиции домашнего и общественного театров в целях
взаимообогащения и дальнейшего развития театрального искусства;
– специфической формой передачи опыта предшествующих поколений
и особым педагогическим методом, охватывающим накопленную веками
мудрость русского народа, создающим определенный жизненный уклад
окружающей ребенка семейной микросреды.
«Домашние театральные постановки долгое время (конец XVII – начало XX вв.) были в России одним из наиболее распространенных видов семейного досуга. Известно, что приобщать Россию к театральной культуре задумал царь Алексей Михайлович. Во время путешествия по Украине он увидел величественные театральные представления и привез с собой в Москву их устроителя – Симеона Полоцкого – писателя и религиозного деятеля, которому поручил воспитание и обучение собственных детей. С помощью Полоцкого знатные бояре устраивали в своих домах театральные представления.
Начинание Алексея Михайловича продолжил его сын Петр I. В царствование Петра I Россия вступила в новую культурную эпоху. Его реформы оказали огромное влияние на развитие театрального искусства в России. До эпохи петровских преобразований досуг в России в основном был связан с народными празднествами, в которых отражались традиции и своеобразие русского народа. Петр I провел, по выражению исследователя А. М. Панченко, “реформу веселья, с помощью которой противопоставил старинным развлечениям новые, присвоив им качество культурной ценности” (20)1. В новых социокультурных условиях семья становилась основой для последующего художественного образования личности, и должна была формировать ее, главным образом, как литературно мыслящую личность через зрелищные искусства. Домашний театр, рассчитанный на культурно-индивидуальное потребление, способствовал решению этой задачи.
Расцвет и всплеск интереса к домашнему театру пришелся на конец XIX – начало XX вв. В литературе сохранилось немало фактов увлечения известных людей домашними театральными постановками. “Летом 1862 года семейство Виардо и Тургеневых жили по соседству в Баден-Бадене. Полина занималась детьми, Луи писал книги по живописи и скульптуре, печатал в газете охотничьи воспоминания. И, конечно же, в доме собирались знаменитости – Брамс, Вагнер, Лист, даже нидерландский король, который пожаловал, чтобы вручить Полине медаль „За искусство. Здесь часто устраивались домашние театральные представления, в которых принимал участие и Тургенев. Полина сочинила комическую оперу про Золушку, Тургенев – пьесу про колдуна”. Удивительно увлечен театром был известный меценат Савва Мамонтов, заложивший в российском театре новую традицию – создание целостного образа спектакля в единстве текста, музыки и художественного оформления.
В представлениях домашнего театра, по свидетельствам историков,
искусствоведов, педагогов, участвовали все члены семьи: дети, родители,
прародители, другие родственники. Эти представления организовывались
для показа в семейном кругу и являлись неотъемлемой частью
совместного досуга.
В помощь родителям в 1885–1904 гг. издавалось ежемесячное
приложение к журналу «Родина» – «Домашний театр», в котором
печатались пьесы, рассказы, режиссерские комментарии.
По поводу участия детей в домашних спектаклях высказывались Н.И.
Пирогов, И.Я. Герд и др. С одной стороны, они отмечали, что «весьма
трудно подобрать пьесы, пригодные для детей; рукоплескания и вызов
действуют дурно на нравственную сторону игравшего; воспроизведение
чужих ролей приучает ребенка говорить чужими словами»; с другой
стороны, приготовления к представлению, а также постановка
простеньких живых картин, «доставляют очень приятную работу детям и
не без пользы пополняют их досуг».
Начало XX века в России было сложным во всех отношениях, однако
это не помешало развитию общественного театрального движения. В
новых государственно-общественных условиях домашние театральные
постановки стали уступать место новым формам досуговой деятельности.
Организовывались государственные детские студии, театральные кружки, в
которые привлекали детей. Ребята принимали участие в физкультурных
парадах, массовых праздниках, партийных съездах. Первая попытка
осмыслить театр как эстетическое явление произошла на заседании
детской секции Всероссийского съезда театральных деятелей в 1916 г.
В октябре 1919 года вышло постановление Народного комиссариата
просвещения РСФСР об организации Государственного детского театра.
Родоначальником этой идеи была Наталья Ильинична Сац. В своей книге
«Новеллы моей жизни» она отмечала, что в этом театре дети не случайные
посетители, а полноправные хозяева. Лучшие писатели должны думать о
детях, создавать для них новые пьесы, большие художники сцены должны
целиком посвятить свое творчество маленьким. В 1921 году в театре на
Большой Дмитровке «родился» Московский театр для детей. Н. И. Сац
привлекла для работы в нем знаменитого архитектора и удивительного
художника А. Веснина, писателей А. Дикого, Н. Огнева, А. Толстого,
замечательных артистов А. Кторова, В. Аристова, знаменитого
композитора С. Прокофьева и др.
Н.И. Сац с благодарностью вспоминала театрализованные игры,
организованные родителями и их друзьями, дома и за городом, на отдыхе.
«Папа в разные игры и со взрослыми играть любил. А ребята! Они готовы
были весь день стоять около нашей входной двери в надежде, что папа с
ними сегодня поиграет. Когда папа писал „Синюю птицу“, он особенно
много был с ребятами. Однажды купил для всех детей нашего двора билеты
на поезд, еду всякую, и мы все вместе на целый день поехали на станцию
Фирсановка, пошли в лес, играли там в „Синюю птицу“» (13).
Признавая ценность усилий педагогов-режиссеров, воспитателей и
учителей, направленных на развитие театрального искусства для детей, а
также детского театрального творчества в государственных
образовательных учреждениях (детском саду, школе), однако, следует
признать, что в период 20—90-х гг. XX века потребность в домашнем
театре существенно снизилась, что практически исключило домашний
театр из ряда форм семейного досуга.
В конце XX – начале XXI века в связи с развитием идей гуманноличностной педагогики, ориентированной на партнерские отношения с
семьей, возрос интерес к семейному воспитанию в целом и традициям
домашнего театра в частности; появилась потребность в интеграции
достижений общественного и домашнего художественного воспитания в
новой форме.