После окончания в 1888 г. историко-филологического факультета Петербургского университета Н. В. Чехов, работал в школах Тульской, Московской, Екатеринославекой ж. д., Твери, С.-Петербурга, Москвы. С 1890 по 1897 г., Чехов заведовал хозяйственной частью училищ Богородицкого уезда Тульской губернии. Он организовал группу лиц из представителей интеллигенции, которые вели просветительную работу. Им удалось снабдить все земские школы уезда небольшими библиотеками; организовать одну из первых в России бесплатных библиотек-читален; получить в Богородицке «одну из больших образцовых библиотек-читален, организованных тогда Петербургским Комитетом Грамотности в количестве 110 на всю Россию».
Большой общественный резонанс имело публичное выступление Н. В. Чехова с докладом «О материальном обеспечении учащих Тульской губернии» (18 апреля 1897 г.). Анализируя его содержание, полиция высказывала серьёзные опасения по поводу проявления «беспорядков». Позднее Чехов зарекомендовал себя как деятель земской школы российского масштаба, став организатором ряда учительских обществ, курсов и Съездов. В 1905-1907 гг. он был одним из руководителей Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию; с 1910 г. – председателем совета Московских женских педагогических курсов им. Д. И. Тихомирова. После 1917 г. Н. В. Чехов находился на ответственной работе в Наркомпросе РСФСР, преподавал педагогику и методику русского языка на педагогическом факультете 2-го МГУ, Высших научно-педаго¬гических курсах; проводил исследования в Институте детского чтения, Институте научной педагогики. С 1923 г. Н.В. Чехов – профессор, с 1940 г. – доктор педагогических наук, с 1940 г. – заслуженный деятель науки РСФСР, с 1944 г. - действительный член АПН РСФСР. В 1945 г. Н. В. Чехов был награждён орденом Ленина. Основные труды Чехова посвящены истории русской школы, организации детского чтения, методике преподавания русского языка.

