Лев Толстой интересовался педагогическими исследованиями и мечтал о школьной реформе в России. В 1859 году он открыл школу для крестьянских детей с довольно либеральными правилами.
Там не существовало расписания, а вместо преподавания конкретных предметов учителя вовлекали детей в разговоры о разных сферах знания. Рассказываем про интересные особенности Яснополянской школы.

♀В школе отсутствовали оценки, домашние задания и наказания. Обучение в школе Толстого полностью соответствовало принципу, который он сам сформулировал: «Критерий педагогики только один — свобода».

День в школе делился на два этапа. С утра дети занимались с учителями, а во второй половине дня проводили время в творческих занятиях — пели, читали, лепили из пластилина. Часто к ним присоединялся сам Лев Николаевич.

Писатель был очень вовлечен в жизнь школы и многие занятия вел сам. Другие учителя тщательно отбирались Толстым. Он считал, что педагог должен не просто доносить знания, но и быть нравственным примером для детей.

К сожалению, Яснополянская школа просуществовала всего полтора года. Жандармы не могли смириться с тем, что преподавание в школе велось не по государственной системе и её пришлось закрыть.

С 1862 года Лев Толстой стал выпускать педагогический журнал «Ясная Поляна». В нем была опубликована его самая значимая педагогическая работа «Воспитание и образование».
