Понятия дидактика. Дошкольная дидактика.
Дидактика (от греч.«didaktikos» - поучающий и «didasko» - изучающий) - часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
Основной вопрос дидактики формулируется по-разному. Одни связывают его с вопросом о содержании обучения и воспитания, другие с тем, «как протекает мышление учащихся в процессе изучения» конкретного предмета; наконец, третьи резюмируют его в двух риторических вопросах «чему учить?» и «как учить?»
Объект и предмет дидактики
Дидактика - составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.
Объект дидактики - обучение.
Существуют «частные дидактики» - методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект - обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики - связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
1) описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
2) разработка более современных процессов обучения;
3) организация учебного процесса;
4) новые обучающие системы;
5) новые технологии обучения (например, драмогерменевтика или социо/игровая «режиссура урока»).
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Воспитатели и педагоги должны обеспечить детям усвоение предлагаемого учебного материала. Дидактика изучает реальные процессы обучения, устанавливает связи между различными сторонами воспитания и образования, определяет основные тенденции и перспективы дальнейшего развития.
В детских садах и других дошкольно-педагогических учреждениях дидактика решает такие задачи, как подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в школе, а также обеспечение разностороннего развития личности ребенка. В современных дошкольно-педагогических учреждениях дидактика тесно связана с психологическими особенностями форм и методов дошкольного образования. Учет психологических возможностей усвоения знаний различными возрастными группами дошкольников обеспечивает наиболее приемлемые способы реализации дошкольной программы.
Критерии отбора знаний, умений и навыков дошкольной дидактики:
- принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой;
- принцип научности;
- принцип системности знаний;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений;
- принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков;
- принцип доступности.
Впервые идея последовательного обучения детей дошкольного возраста была предложена Я.А.Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе. Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
К.Д. Ушинский видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили значение в настоящее время. В 50-е гг 20в проводятся глубокие экспериментальные исследования по определению содержания, форм, методов, средств обучения под руководством А.П.Усовой. В результате данных исследований в 1953г было введено обязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик: 1.Методика музыкального воспитания - Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова.
В настоящее время дошкольная дидактика развивается. Проводятся новые исследования по определению содержания, средств обучения, форм, методов. В практику работы начинают внедрятся новые технологии (Технология процесса алгоритмизации математических способностей И.В.Житко;
- Технология физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей Л.Д. Глазыриной;
- Технология обучения грамоте Н.С. Старжинской;
- Технология процесса гуманного отношения к природе А.А. Петрикевич;
- Технология музыкально-творческого развития Л.С.Ходонович;
- Технология решения изобретательских задач и развития творческого воображения.
Программа дошкольного обучения включает две категории знаний, умений. Первая предусматривает знания и умения, освоение которых соответствует сложившемуся наличному уровню познавательных процессов и продуктивной деятельности детей. Такие знания, как правило, осваиваются детьми в ситуации общения, игры, совместной деятельности со взрослыми или сверстниками и не требуют организованного обучения.
Вторая категория включает знания, умения, подлежащие усвоению всеми детьми на занятиях.
Умения делятся на два вида:
1) специальные;
2) общие.
Первые формируются лишь при обучении по одному какому - то разделу, виду деятельности (изобразительной, музыкальной, спортивной и т. д.) , вторые - в процессе всего обучения. Ко второй группе можно отнести умения - познавательные, умственной деятельности, речевые и учебной деятельности.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1.Игровые методы и приемы в обучении детей:
-дидактические игры,
-подвижные игры,
-игры-забавы, инсценировки.
Приемы: а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками),
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит"),
г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки,
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом),
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает),
з) интригующие обстановки.
2. Словесные методы и приемы:
1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3) Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
А) Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
Б) -Просьба произнести, сказать слово (это платье).
В) - Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
В) -Подсказывание нужного слова.
Г) -Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
Д) -Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
Е)-Вопросы.
Ж) -Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
Ж)-Повторение слова за воспитателем.
З) -Пояснение.
И) -Напоминание.
К)-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3.Практические методы:
1) Упражнения (оказание помощи).
2) Совместные действия воспитателя и ребенка.
3) Выполнение поручений.
4.Наглядные методы и приемы:
1) Показ предметов, игрушек.
2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3) Рассматривание живых объектов.
4) Показ образца.
5) Использование кукольного театра, теневого, настольного.
6) Диафильмы.
Приемы:
-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
-Показ с называнием (это кролик).
-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
-Многократное повторение слова.
-Активное действие детей.
-Приближение объекта к детям.
-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
-Художественное слово.
-Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
-Выполнение игровых действий.
Дошкольная дидактика ⇐ Учебные материалы, полезные рекомендации
Обмен учебными материалами и мыслями, взаимопомощь
1598960075
Гость
Понятия дидактика. Дошкольная дидактика.
Дидактика (от греч.«didaktikos» - поучающий и «didasko» - изучающий) - часть педагогики, изучающая проблемы обучения и образования.
Основной вопрос дидактики формулируется по-разному. Одни связывают его с вопросом о содержании обучения и воспитания, другие с тем, «как протекает мышление учащихся в процессе изучения» конкретного предмета; наконец, третьи резюмируют его в двух риторических вопросах «чему учить?» и «как учить?»
Объект и предмет дидактики
Дидактика - составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения.
Объект дидактики - обучение.
Существуют «частные дидактики» - методики обучения отдельным учебным предметам (методика преподавания математики, физики, истории и др.), отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект - обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики - связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
1) описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации;
2) разработка более современных процессов обучения;
3) организация учебного процесса;
4) новые обучающие системы;
5) новые технологии обучения (например, драмогерменевтика или социо/игровая «режиссура урока»).
Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели обучения дошкольников, представлено содержание, формы, методы, средства обучения, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.
Воспитатели и педагоги должны обеспечить детям усвоение предлагаемого учебного материала. Дидактика изучает реальные процессы обучения, устанавливает связи между различными сторонами воспитания и образования, определяет основные тенденции и перспективы дальнейшего развития.
В детских садах и других дошкольно-педагогических учреждениях дидактика решает такие задачи, как подготовка дошкольников к дальнейшему обучению в школе, а также обеспечение разностороннего развития личности ребенка. В современных дошкольно-педагогических учреждениях дидактика тесно связана с психологическими особенностями форм и методов дошкольного образования. Учет психологических возможностей усвоения знаний различными возрастными группами дошкольников обеспечивает наиболее приемлемые способы реализации дошкольной программы.
Критерии отбора знаний, умений и навыков дошкольной дидактики:
- принцип связи знаний, умений с жизнью, с практикой;
- принцип научности;
- принцип системности знаний;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний и умений;
- принцип всесторонности, гармоничности в содержании знаний, умений, навыков;
- принцип доступности.
Впервые идея последовательного обучения детей дошкольного возраста была предложена Я.А.Каменским. В своей работе «Материнская школа» он подчёркивает, что обучение дошкольников должно быть направлено на ознакомление с окружающим миром, нравственное развитие ребенка и в подготовку к школе. Значительное влияние на развитие дошкольной дидактики оказала деятельность Ф.Фребеля. Им предложена своя система обучения, основу которой составила детально – разработанная программа, сочетающая в себе знания и способы деятельности, а также организацию обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.
К.Д. Ушинский видел цель обучения дошкольников в умственном развитии и развитии речи. Его работы «Детский мир» и «Родное слово» не утратили значение в настоящее время. В 50-е гг 20в проводятся глубокие экспериментальные исследования по определению содержания, форм, методов, средств обучения под руководством А.П.Усовой. В результате данных исследований в 1953г было введено обязательное систематическое обучение в д/с и основной формой обучения признано занятие. Введение систематического обучения на занятиях потребовало разработки специальных методик: 1.Методика музыкального воспитания - Ветлугина. 2.Методика обучения родному языку – Соловьева. 3.Методика развития основных движений – Быкова.
В настоящее время дошкольная дидактика развивается. Проводятся новые исследования по определению содержания, средств обучения, форм, методов. В практику работы начинают внедрятся новые технологии (Технология процесса алгоритмизации математических способностей И.В.Житко;
- Технология физической подготовленности детей при одновременном развитии их умственных способностей Л.Д. Глазыриной;
- Технология обучения грамоте Н.С. Старжинской;
- Технология процесса гуманного отношения к природе А.А. Петрикевич;
- Технология музыкально-творческого развития Л.С.Ходонович;
- Технология решения изобретательских задач и развития творческого воображения.
Программа дошкольного обучения включает две категории знаний, умений. Первая предусматривает знания и умения, освоение которых соответствует сложившемуся наличному уровню познавательных процессов и продуктивной деятельности детей. Такие знания, как правило, осваиваются детьми в ситуации общения, игры, совместной деятельности со взрослыми или сверстниками и не требуют организованного обучения.
Вторая категория включает знания, умения, подлежащие усвоению всеми детьми на занятиях.
Умения делятся на два вида:
1) специальные;
2) общие.
Первые формируются лишь при обучении по одному какому - то разделу, виду деятельности (изобразительной, музыкальной, спортивной и т. д.) , вторые - в процессе всего обучения. Ко второй группе можно отнести умения - познавательные, умственной деятельности, речевые и учебной деятельности.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1.Игровые методы и приемы в обучении детей:
-дидактические игры,
-подвижные игры,
-игры-забавы, инсценировки.
Приемы: а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками),
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит"),
г) сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки,
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом),
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает),
з) интригующие обстановки.
2. Словесные методы и приемы:
1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
2) Разговор, беседа.
3) Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
А) Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.
Б) -Просьба произнести, сказать слово (это платье).
В) - Перекличка до 1,5 лет ("скажи-повтори").
В) -Подсказывание нужного слова.
Г) -Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).
Д) -Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
Е)-Вопросы.
Ж) -Договаривание слова в конце фразы ("Котята пьют (молоко)", "Катя, ешь суп (с хлебом)").
Ж)-Повторение слова за воспитателем.
З) -Пояснение.
И) -Напоминание.
К)-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3.Практические методы:
1) Упражнения (оказание помощи).
2) Совместные действия воспитателя и ребенка.
3) Выполнение поручений.
4.Наглядные методы и приемы:
1) Показ предметов, игрушек.
2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3) Рассматривание живых объектов.
4) Показ образца.
5) Использование кукольного театра, теневого, настольного.
6) Диафильмы.
Приемы:
-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
-Показ с называнием (это кролик).
-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
-Многократное повторение слова.
-Активное действие детей.
-Приближение объекта к детям.
-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
-Художественное слово.
-Включение предметов в деятельность детей ("Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка").
-Выполнение игровых действий.
Вернуться в «Учебные материалы, полезные рекомендации»
Перейти
- Педагогическое образование
- ↳ Педагогические классы
- ↳ Педагогические училища, колледжи
- ↳ Педагогические институты
- ↳ Повышение квалификации, конференции и вебинары
- ↳ Учебные материалы, полезные рекомендации
- Работа педагогом
- ↳ Зарплата педагогов
- ↳ Поиск работы педагогом
- ↳ Предложение работы педагогом
- ↳ Форум корректоров и редакторов
- Доска почёта
- ↳ Личности в педагогике
- Прочее
- ↳ Другие темы о педагогике
- ↳ О работе сайта