Учебные материалы, полезные рекомендацииКак соотносятся права человека с проблематикой буллинга? Летом 2020 года...

Обмен учебными материалами и мыслями, взаимопомощь
Anonymous
 Как соотносятся права человека с проблематикой буллинга? Летом 2020 года...

Сообщение Anonymous »

Летом 2020 года команда межрегионального Центра антибуллинговых компетенций искала основания, объединяющие проблематику буллинга с другими общественно-значимыми сферам. Путем долгих переговоров, обсуждений, споров и совместных изысканий сложился новый для команды АНО ДПО «Институт социальных услуг «Вектор» союз, когда психологи и другие специалисты центра совместно с правозащитниками и просветителями в сфере гражданского образования стали искать общие механизмы, способствующие увеличению эффективности действий в интересах детей. В поиске общих оснований прошло два вебинара для школьных специалистов специализированного модуля. 1 июня был вебинар «Права ребенка как ценности защиты детей, подвергающихся травле», который вели Алина Селищева (психолог, Пермь), Ольга Пишкова (правозащитник, Ижевск) и Эдуард Сабиров (юрист, Ижевск). А 15 июня был проведен вебинар «Роль педагога в предотвращении нарушений прав ребенка в ситуации буллинга».
В этой статье мы хотим показать общие подходы, важные для понимания возможностей прав человека для педагогов в преодолении или предотвращении ситуаций, связанных с буллингом.
1. Основные моменты, которые важно знать о правах человека (далее ПЧ):
Права человека – система конвенций, действующая в сфере морально-нравственных, гуманитарных и гуманистических ценностей. Права человека отражаются в нормативно-правовых документах стран, принимающих Всеобщую декларацию прав человека, рекомендованную ООН для всех стран-членов как один из основополагающих документов.
Важно понимать, что говорить о нарушении прав человека мы можем только в тех случаях, когда речь идет о взаимодействии человека (личности, единицы) и представителя власти. Предполагается, что у человека, наделенного властью (судьи, полицейского, госслужащего) больше возможностей ущемить человеческое достоинство гражданина (личности, человека). Главный критерий ситуации, в которой мы можем говорить о ПЧ – наличие отношений подвластности. То есть, когда у одного есть власть (государством данные полномочия, возможности, статус), а у другого власти нет.
В ситуации равный равному речи о нарушении ПЧ идти не может. Есть спорные ситуации. Например, как быть в ситуации опекун – инвалид, родитель – ребенок. По сути, субъекты этих ситуаций равны по своему статусу и не являются представителями власти.
Ключевое понятие прав человека – через призму которого мы на соблюдение этих конвенций и смотрим – понятие «человеческое достоинство». Человеческое достоинство – признание обществом ценности и неповторимости каждого конкретного человека как части человеческого сообщества; подразумевает наличие человеческого достоинства у каждого человека, независимо от осознания им этого.
2. Что важно понимать? Права человека защищают человека (личность) от произвола представителей власти.
Второй важный для нас международный документ - Конвенция о правах ребенка (КПР), которая получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух. Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе. Здесь для нас важно закрепленная в документе ответственность государств обеспечивать максимально эффективные действия в интересах детей. Важно и то, что ребенок с позиции конвенции (если так корректно говорить о документе) определяет ребенка как человека равного другим людям, но в силу обстоятельств – беспомощность и несамостоятельность, необходимость расти и развиваться, и проч. – нуждающийся в дополнительной поддержке, защите, обеспечении разнообразных условий и возможностей. Ущербное толкование ребенка как недочеловека Конвенцией отрицается. Документ создан для поддержки детей и всего, что с ними связано.
3. Как права человека (соблюдение, защита) соотносятся с ситуациями буллинга?
Ситуация ученик – ученик: если ученик обижает другого ученика.
Здесь нет оснований говорить о нарушении ПЧ до тех пор, пока ситуация не обострилась из-за бездействия школы. Здесь мы можем говорить о границах: до каких пор мы считаем, что школа делает всё возможное и в какой момент понимаем, что не делает, как действуют дальше все субъекты ситуации.
Т. о. можно условно выделить несколько этапов «развития» ситуации от простой педагогической до правозащитной.
- отношения между детьми – ситуация для педагогических действий
- стремительно ухудшающиеся отношения детей (можно описать особенности) при полном безразличии взрослых или при неквалифицированном вмешательстве, что тоже можно описать – ситуация, где к педагогике уже добавляется правозащита.
Ситуация учитель – ученик: когда учитель оскорбляет, унижает учащегося.
Говорить о нарушениях прав человека мы можем в ситуациях, если буллинг «запустил» учитель. Здесь можно описать варианты ситуаций такого «запуска». Здесь уместно говорить о нарушении прав человека, поскольку отношения между учителем и учениками имеют такое свойство как подвластность (ученик не выбирает учителя, избежать учителя нельзя, у учителя много полномочий, данных ему государством). Что можно делать в этой ситуации разным субъектам? Опишем алгоритмы.
Таким образом, если смотреть на различные конфликтные ситуации в образовании, то важнейшей из задач учителя в частности и образовательной организации в целом является защита человеческого достоинства ребенка. Механизмы, защищающие права человека и права ребенка полноценно включаются в случаях, когда школа своим бездействием допустила переход из частного детского конфликта в ситуацию буллинга.
Буллинг в школе – нарушение прав ребенка, поскольку унижается человеческое достоинство личности, а представители власти бездействуют. И если о том власть ли учитель в классе, мы можем интересно и содержательно поспорить, то о том, что школа – институт государственный и некая подвластность там присутствует спорить не приходится, ибо ответ очевиден. Понимание сути прав человека и видение возможностей использования основных документов этой сферы при работе с буллингом, позволяет всем нам быть более убедительными, демонстрируя иной уровень компетентности как перед разными участниками образовательного процесса.

Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ

Изменение регистра текста: 
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение