Белозерская женская гимназияПедагогические училища, колледжи

[sponsor=/4gr/mesto_120x20.png] Среднее педагогическое образование
Anonymous
 Белозерская женская гимназия

Сообщение Anonymous »

Белозерская женская гимназия.
В 1907 году в Белозерске открылась женская гимназия. Помещалась она в здании, построенном в 1875 году для прогимназии по улице Фрунзе, ранее Георгиевской. Это было среднее общеобразовательное учебное заведение, предназначенное для приходских девиц всех сословий и вероисповеданий. Гимназия состояла из 2-х приготовленных классов, семи общеобразовательных и восьмого педагогического. Но после окончания гимназии выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, а также открывался доступ на высшие женские курсы без экзамена.
Хотя школа была «открытой и бессословной», учиться в ней могли только дочери обеспеченных родителей: дворян, помещиков, чиновников, купцов, деревенских богатеев-кулаков, зажиточных мещан. Девочки из бедных семей задерживались в гимназии недолго. Причиной отсева была довольно высокая плата за обучение: в младших классах (1-4) платили по 20 рублей в год, с 5 по 7 – 40, в 8-м – 60 руб. Книги и учебные пособия также приобретались за счет родителей. Обязательно требовалась форма, приличная одежда и кожаная обувь (для всех времен года). Все это стоило немалых денег и не было доступно большинству. Если в младших классах число учащихся доходило до 30-35 человек, то кончали гимназию не более 18-20.
В гимназии изучение иностранных языков не было обязательным. За них надо было вносить дополнительную плату по 5 рублей в год. Система оценок применялась пятибальная. Во главе учительского коллектива стояла начальница З.А.Чагина, женщина недалекая, имеющая только среднее образование.
Классы открывались постепенно и первый выпуск состоялся в 1910-1911 учебном году. По мере открытия старших классов приезжали новые учителя, уже имеющие высшее образование. Чаще всего это были слушательницы Высших Бестужевских курсов: например, Трапезникова, Капустина, Симакова, Грондилевская и другие.
В дело обучения эти преподпватели старались внести нечто новое: внеклассные чтения проводились Верхушкиной, кружки по географии создавались Симановой, учительницей Капустиной проводились литературные вечера, литературные суды, диспуты. Преподаватель Корбут старался расширить программу по физике за счет проведения опытов в вечерние часы (в гимназии был физический кабинет).
Правда такие начинания не пользовались благосклонностью у начальства, и для многих учителей они, иногда кончались неприятностями: запретили вечерние занятия Корбуту, вынуждена была уехать Грондилевская. «Из-за несогласия с начальством во взглядах на обучение», прекратились занятия в географическом кружке после высказанного «неудовольствия» какого-то чиновника, посетившего гимназию.
Никаких ученических организаций в гимназии не было: они не разрешались. Помню в 7 классе мы решили собираться для коллективного чтения некоторых литературных произведений, не предусмотренных программой и не разрешавшихся для школьных библиотек. Вскоре об этом узнало начальство и нашей «затее» был положен конец.
В гимназии был попечительский и педагогический советы, родительский комитет. Первый имел право совещательного голоса – члены его принимали участие в работе педсовета, а также, совместно с родительским комитетом, искали средства для хозяйственных нужд гимназии и обеспечения малоимущих учащихся.
Кроме преподавателей в гимназии было три классных дамы, т.е. воспитательницы. В их функции входил надзор за ученицами.
Во время перемен они наблюдали за порядком, отмечали посещаемость, еженедельно проверяли дневники и выставляли в них отметки, посещали частные квартиры, где проживали иногородние, дежурили в интернате, сопровождали учениц в церковь, иногда заменяли отсутствующих учителей. Все они имели только среднее образование.
В гимназии была своя библиотека, но число книг не удовлетворяло запросов учащихся, особенно старших классов. Для старших учениц журналы и газеты не выписывались, чтение их не поощрялось. Им не разрешалось брать книги из общественной библиотеки и приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям, чтобы получить нужную книгу.
В какой-то мере проводилась и общественная работа: старшеклассницы участвовали в благотворительных вечерах; в дни первой империалистической войны щшили белье, вязали теплые вещи для солдат; знающие немецкий язык дежурили на почте и т.п.
Белозерская гимназия относилась к ведомству МНП, и программа ее была несколько обширней, чем в гимназиях ведомства императрицы Марии, но сокращенней, чем в мужских гимназиях.
В женских гимназиях не полагалась выдача аттестатов зрелости, и если кто хотел получить его, должен был в течение года посещать уроки математики и физики в мужской гимназии. Для награжденных медалями посещение было обязательным.
Среднее образование заканчивалось в 7-м классе, восьмой уже был классом специальным, педагогическим. Здесь помимо общеобразовательных предметов, изучались методики начального обучения, а также педагогика, психология. Для проведения практических уроков имелась своя «опытная школа» (в здании, где сейчас столовая педучилища), состоявшая из двух начальных классов с двумя отделениями в каждом. Практические уроки давались и в первых четырех классах гимназии.
В таком виде гимназия просуществовала до 1918 года. Осенью 1917 года был открыт девятый класс, тоже педагогический, где получали подготовку для преподавания в высшем начальном училище. С 1918 года начался новый период в системе народного образования.
Е.Чмутова,
(учительница-пенсионерка) из альбомов Лапина А.Г. Оригинал хранится в Белозерской межпоселенческой библиотеке.
Запись из сообщества "Белозерская старина"
#белозерск

Белозерская женская гимназия.
В 1907 году в Белозерске открылась женская гимназия. Помещалась она в здании, построенном в 1875 году для прогимназии по улице Фрунзе, ранее Георгиевской. Это было среднее общеобразовательное учебное заведение, предназначенное для приходских девиц всех сословий и вероисповеданий. Гимназия состояла из 2-х приготовленных классов, семи общеобразовательных и восьмого педагогического. Но после окончания гимназии выдавался аттестат на звание учительницы начальной школы, а также открывался доступ на высшие женские курсы без экзамена.
Хотя школа была «открытой и бессословной», учиться в ней могли только дочери обеспеченных родителей: дворян, помещиков, чиновников, купцов, деревенских богатеев-кулаков, зажиточных мещан. Девочки из бедных семей задерживались в гимназии недолго. Причиной отсева была довольно высокая плата за обучение: в младших классах (1-4) платили по 20 рублей в год, с 5 по 7 – 40, в 8-м – 60 руб. Книги и учебные пособия также приобретались за счет родителей. Обязательно требовалась форма, приличная одежда и кожаная обувь (для всех времен года). Все это стоило немалых денег и не было доступно большинству. Если в младших классах число учащихся доходило до 30-35 человек, то кончали гимназию не более 18-20.
В гимназии изучение иностранных языков не было обязательным. За них надо было вносить дополнительную плату по 5 рублей в год. Система оценок применялась пятибальная. Во главе учительского коллектива стояла начальница З.А.Чагина, женщина недалекая, имеющая только среднее образование.
Классы открывались постепенно и первый выпуск состоялся в 1910-1911 учебном году. По мере открытия старших классов приезжали новые учителя, уже имеющие высшее образование. Чаще всего это были слушательницы Высших Бестужевских курсов: например, Трапезникова, Капустина, Симакова, Грондилевская и другие.
В дело обучения эти преподпватели старались внести нечто новое: внеклассные чтения проводились Верхушкиной, кружки по географии создавались Симановой, учительницей Капустиной прово
Изображение
Реклама
Ответить Пред. темаСлед. тема

Быстрый ответ, комментарий, отзыв

Изменение регистра текста: 
   
К этому ответу прикреплено по крайней мере одно вложение.

Если вы не хотите добавлять вложения, оставьте поля пустыми.

Максимально разрешённый размер вложения: 15 МБ.

  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Гимназия 1505
    Вопрос » » в форуме Педагогические классы
    3 Ответы
    11047 Просмотры
    Последнее сообщение отец